Воспитание есть искусство, применение
которого должно совершенствоваться годами
Иммануил Кант
У каждого человека свой путь, который он выбирает. Мой путь – мой сознательный выбор - выпал на одну из интеллигентных профессий в нашем мире, профессию - воспитатель. Иногда у меня возникает вопрос: «Может, не я выбрала эту профессию, а она долго, терпеливо и настойчиво выбирала меня?». Сначала на подсознательном уровне в детстве, когда я приглядывала за своими младшими сестрой и братом, но еще не мечтала стать воспитателем. Или позднее, когда я, одиннадцатиклассница, в дни самоуправления осваивала роль учителя начальных классов. Тогда в мечтах мне представлялась профессия, где я уверенный педагог в окружении любознательных школьников. Но жизнь сложилась иначе…
После школы было обучение в университете по специальности «Юриспруденция», не имеющей ничего общего с педагогикой. По первому образованию я юрист, несколько лет проработала в небольших компаниях, а потом внутренний голос или все же судьба позвали в педагогику. И вот я преподаватель в колледже и университете. Годы вдохновленной работы, а затем вновь время выбора: карьера или двое моих детей? Твердо решив изменить свою жизнь, приобрела новую для себя профессию – воспитатель детей дошкольного возраста. И в 2017 году переступила порог детского сада «Светлячок» в качестве сотрудника! Вскоре поняла, что именно это - МОЯ работа! И закружило: курсы повышения квалификации, планы, занятия, участие и победы в конкурсах! Но это не главное! Главное – это глаза моих воспитанников, в которых я вижу любовь и отдачу!
С первых дней работы всегда помнила слова Сократа о том, что все профессии от людей и только три от Бога: «Педагог. Судья. Врач». Воспитатель объединяет в себе эти три профессии. Ведь хороший воспитатель – это врач, для которого главный закон - «не навреди». Мы наблюдаем за душевным, физическим и нравственным здоровьем наших детей, лечим словом, советом, улыбкой, вниманием. Хороший воспитатель – это и мудрый судья. Он не разделяет, чтобы властвовать, а как настоящий миротворец, сглаживает все противоречия, чтобы прийти к гармонии. Педагог взвешивает добро и зло, поступки и действия, но не карает, а старается предупредить. Так я и работаю, воспитывая в себе необходимые для этой профессии качества – терпеливость, доброжелательность, душевную щедрость, стремлюсь сочетать в себе черты и психолога, и артиста, и друга, и наставника.
Что значит быть воспитателем? Это, во-первых, ежедневное не просто общение с детьми, а ежедневное открытие нового. Меняются дети, меняемся и мы вместе с ними. Мне нравится рассуждать о мире глазами детей. Ведь детей невозможно не любить! Они любознательны, и помогают мне, взрослому, учиться у них видеть этот мир красочным и ярким. Хочется находить в этом радость и удовлетворение.
Во-вторых, воспитатель - это первый человек после мамы, который встречается на детском жизненном пути, посредник между ребенком и миром взрослых. Быть воспитателем - это не только безграничное творчество, но и серьезная, кропотливая работа, требующая больших усилий, затрат и огромной ответственности! Это значит - уметь снова и снова проживать детство с каждым ребенком, видеть мир его глазами, с ним удивляться и познавать, быть незаметным, когда малыш занят своим делом, и незаменимым, когда ему нужна помощь и поддержка. Использую в работе принцип М. Монтессори: «Помоги мне сделать это самому», направляя ребенка при необходимости. И счастливые, гордые глаза ребенка, у которого всё получилось - это и моя победа!
В-третьих, быть воспитателем – это нести радость, превращая обычный день ребенка в праздник с сюрпризными моментами, развлечениями, увлекательными путешествиями в мир тайн и открытий! Ведь каждый ребенок - это будущий инженер, профессор, политик, врач или рабочий. Каким он будет? Добрым, честным, открытым, чувственным или замкнутым, раздражительным, агрессивным - такие сложные задачи решает наша незаменимая профессия. За последние годы изменились приоритеты образования. На первый план современность выдвигает цели развития личности ребенка. Каким станет ребенок, когда вырастет? Сможет ли сам найти пути решения задач, поставленных перед ним жизнью? Будет ли ребенок «звездочкой» или растворится в толпе «серой мышкой»? А значит, главное предназначение человека, решившего посвятить себя работе с детьми, заключается в том, чтобы помочь воспитанникам пройти важный путь становления, создать условия для реализации способностей ребенка, не указать проторенный путь познания, а помочь найти свою дорогу.
Каким должен быть современный воспитатель, если вокруг все меняется со скоростью света? Воспитатель XXI века – это педагог, который проживая детство вместе с детьми, находится в вечном поиске методов и средств обучения и воспитания, ведет ребенка в неизведанное будущее, раскрывая его неповторимость, индивидуальность и ценность. Воспитатель должен много знать и уметь. Несомненно, что должна существовать преемственная связь времен; должны переходить от поколения в поколение идеи добра, человечности, правды. Но, учитывая опыт прошлого и применяя его, нельзя стоять на месте. Современному воспитателю необходимо идти в ногу со временем, осваивать цифровые ресурсы и новые информационные технологии. Ведь намного проще общаться и быть интересным детям, если ты в курсе их интересов. Умение быть гибким и находить подход к каждому ребенку – на мой взгляд, главный критерий для звания лучший педагог. Чем больше знает и умеет воспитатель, тем больше знают и умеют его воспитанники.
Воспитывая детей, я расту вместе с ними, повышаю свое профессиональное мастерство. Необходимость самообразования диктуется и задачами, которые я ставлю перед собой, как педагог: воспитать человека нового качества, личность творческую, креативную, коммуникабельную, умеющую добывать знания, объективно оценивать себя и свои возможности, работать самостоятельно и отвечать за результаты своего труда, способную действовать в различных проблемных ситуациях, идти трудными дорогами познаний, не ждать готовых решений, а искать самим эти знания.
Я – воспитатель… Я играю с детьми, пою, рисую, танцую… Переживаю вместе с ними обиды и неудачи, радуюсь и смеюсь, верю в чудеса и сказки. Я дарю детям тепло своего сердца. Очень хочется верить, что мои воспитанники вырастут прекрасными людьми, у которых на первом месте будет добродетель, а образование, карьера и богатство станут её достойным дополнением. И отдавая им самое ценное, что у меня есть - свои знания, умения, навыки, любовь и свою душу, хочется быть уверенной, что мои старания и труд не пройдут зря.